Биография — Карандаш

РОЖДЕНИЕ

Денис Григорьев родился 10 марта 1981 года в Новочебоксарске (город республики Чувашия, расположенный в 5 километрах от Чебоксар, с населением 126 тыс. человек). Когда Денису было 2 года, его родителям дали квартиру в Чебоксарах, и следующие 19 лет он прожил именно там.

РОДИТЕЛИ

Мама – продавец-кассир в продовольственном магазине. Отец – бывший боксер, затем – инженер-строитель, основатель и тренер в боксерской школе. Родители всегда были против увлечения Денисом музыкой, но никогда не мешали ему и даже давали деньги на запись в студии.

Биография

ШКОЛА

Денис учился в чебоксарской школе №41, с детства принимал активное участие в художественной самодеятельности, школьных КВН и прочих мероприятиях подобного рода. Учился Денис средне, в каждый год зарабатывая по две-три тройки по химии, математике и другим не гуманитарным предметам, зато у него всегда было много друзей.

Девяностые наложили свой отпечаток, Денис успел и «погулять» в пацанах на районе «восемнарик» и побывать не раз в отделении милиции Новоюжного района Чебоксар. Но при всем этом писал стихи, увлекался рисованием – например, любил рисовать карандашом на побелке в подъезде подобие граффити. За это позже один из лучших друзей юности Вова (впоследствии ставший Колдуном) придумал Денису прозвище – «Карандаш». Так и повелось.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВКУСЫ

В школе Карандаш слушал различную модную в то время музыку, отдавая однако предпочтение тем исполнителям, в чьем творчестве были элементы речитатива: MC Hammer, 2 Unlimited. Более того, на двухкассетном магнитофоне он вырезал из песен раздражающие его куплеты с пением и оставлял только «рэп» — получались своеобразные микстейпы.

В провинциальном городе, где жил Карандаш, было туго с кассетами, но однажды его друг принес в школу один из первых сборников русского рэпа, выпускавшихся «Союзом».

На тот момент ученик 9-го класса Денис Григорьев сразу подсел на эту музыку; быстро появилось и желание писать что-то подобное самому. Одни из первых песен были записаны под инструменталы выпускавшихся тогда сборников «Трэпанация Ч-Рэпа».

ПАРТИЯ РЭПА / ПАРТИЯ

В то время в городе было десятка полтора «рэпперов»: тогда казалось, что это много. Все всех знали, тусовались вместе с металлистами, «кислотниками» и представителями других молодежных субкультур, «продиджистами» и «депешами» (поклонники Prodigy и Depeche Mode, соответственно). В городе было несколько мест тусовки неформальной молодежи одна из них находилась в соседнем квартале и называлась «Остров».
Там, среди друзей Денис нашел себе единомышленников и создал группу, которую назвали «Партия Рэпа»: в 90х годах в РФ формировалась многопартийная политическая система и было очень много нелепых партий: например, любителей пива (оттого такое название). С самого начала «Партия» была дуэтом Карандаша и его одноклассника по имени Бермудский. Впоследствии к ним присоединился Колдун. Первый трек ребята записали дома в 1997 году. Компьютеров тогда не было, поэтому приходилось вырезать музыку из западных треков на двух подключенных друг к другу магнитофонах. Для первой, казалось бы, самостоятельной композиции взяли песню SWV ft. Missy Elliott «Can We» (интересно, что впоследствии именно ее использует группа Green Gray при создании своего главного хита «Мазафака»), в конце которой был длинный проигрыш. Его переписывали несколько раз подряд и получался не всегда ровный loop. Под него и читали.

ДЕБЮТ НА СТУДИИ, НА РАДИО, НА СЦЕНЕ

Денис хорошо помнит, как проходила его первая студийная запись. Для начала на студии ДК Агрегатного Завода, где ребята занимались брейк-дансом был найден человек, работавший на синтезаторе Casio. Ему заплатили 40.000 (неденоминированных) рублей за инструментал: попросили переиграть песенку «Волк и семеро козлят» в рэп-стиле. Затем на эту музыку в ДК Тракторостроительного завода был записан трек «Весна» — необходимые для работы на студии 14.000 рублей собирали все вместе. Денис, например, попросил денег у отца.

Дебютную композицию сразу же отдали в радиопередачу «Рэп-Канал», которую вели участники известной чебоксарской рэп-группы «Белые Братья». Вскоре состоялось и первое выступление группы «Партия» в ДК Приборостроительного завода, где проходили молодежные дискотеки под названием «Приборка».

ГРАФФИТИ

Кроме начинающейся рэп-карьеры Карандаш занимался и граффити. Был участником коллектива Wall Side, в который, кроме него, входили Скок, Репей и Стэн (впоследствии известный граффитчик, главный редактор Urban Roots, автор почти всех обложек «Района Моей Мечты»). Wall Side были единственной граффити-командой Чебоксар, ездили на локальные фестивали, официально рисовали в центре города, оформляли клубы.

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Важнейшим моментом в карьере Карандаша как лирика стало близкое знакомство с Альбертом Красновым (тогда — AL, лидер группы «Белые Братья»; ныне — Al Solo, участник Bad Balance). Альберт практически стал учителем Дениса: смотрел его тексты, исправлял ошибки, давал советы, показывал свои новые песни. Карандаш признает, что состоялся как творческая единица, во многом именно благодаря Элу. На тот момент среди кумиров Карандаша в то время «Белые Братья» (наряду с «Ритмом-У» и «Деревом Жизни») занимали очень важное место.

В музыке же наибольший вклад в развитие Карандаша внес Скок, участник одной из кислотных чебоксарских групп, который симпатизировал хип-хопу. У него был компьютер, и Скок умел работать на нем в программе Fast Tracker. Именно у него дома и была написана музыка к первым оригинальным трекам «Партии» и дебютному альбому «Района Моей Мечты».

НАЧАЛО ПОПУЛЯРНОСТИ

К концу 90х годов Карандаш стал однозначным лидером «Партии»: писал все тексты и музыку, был идейным вдохновителем творческого процесса. Теоретически он уже тогда мог бы заниматься и сольным творчеством — однако это было не так интересно, да к тому же в одиночку было непросто оплачивать студию.

Переломный момент в карьере всей «Партии» и лично Карандаша произошел в 1998-1999 гг.: в соседнюю школу по программе обмена приехало много детей из Франции, среди которых было немало поклонников рэпа. Познакомившись с Денисом, они дали ему послушать NTM, Passi, IAM и других французских исполнителей. Карандаш говорит, что для него это был глоток свежего воздуха и именно тогда он понял, как надо делать рэп, какими должны быть биты, как ведется работа с сэмплами. В скором времени были созданы такие хиты, как «Последний выход», «Бог всему судья», «Я смотрю в глаза ребенка…».

РАЙОН МОЕЙ МЕЧТЫ

Популярность «Партии» начала увеличиваться, некоторые песни стали локальными хитами, попали в радио-ротацию. Начались гастроли: на одном из первых «выездных» концертов в город Выкса чебоксарцы познакомились с группой «Некондиция» из Нижнего Новгорода. Несмотря на очевидную разницу в стилях, они быстро стали близкими друзьями и начали записывать совместные треки. Первой такой песней стал «Автобус Чебоксары — Нижний Новгород», на который был снят дебютный клип нового образования, получившего название «Район Моей Мечты».

RAP MUSIC

Тем временем, Эл Который переехал в Москву, Шла подготовка к фестивалю Rap Music 2000. Эл не забыл старых друзей и сказал Карандашу, чтобы тот прислал демо «Партии». Впрочем, его протекция была необязательна, потому что на тот момент треки чебоксарской группы уже выходили на нескольких всероссийских сборниках, и «Партия» уже была одной из самых известных молодых групп из провинции России.
Нижегородцы из «Некондиции» также отправили заявку на Rap Music, причем ребята договорились так: вне зависимости от того, попадет в финальную часть «Партия» или «Некондиция», поедут они вместе — и будут выступать как «Район Моей Мечты». Так и получилось. Стоит отметить, что в 2000 году фестиваль Rap Music находился на пике своей популярности: мероприятие проходило в СК «Олимпийский», его освещала центральная пресса, была трансляция на MTV. Да и состав участников был впечатляющим: Южный Централ, Ikambi Gwa Gwa, Злой Дух, Бонч Бру Бонч, Mary Jane, EK Playaz — все эти исполнители впоследствии стали известными артистами. Не затерялось на этом фоне и выступление «Района Моей Мечты». Группа заняла третье место, однако самым запоминающимся моментом стало даже не это, а общение с зашедшим после выступления к ним в гримерку Богданом Титомиром, суперзвездой того времени.

ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

На волне этого успеха лейбл «Миксмедиа», которым владел Александр Толмацкий, выпустил дебютный альбом Района Моей Мечты «Гораздо Больше». Диск был воспринят публикой на ура и, даже несмотря на то, что гонорар за выпуск исполнители так и не получили, количество их гастролей резко увеличилось. РММ стал одной из ведущих отечественных рэп-групп.
В 2001 году Карандаш также принял участие в Rap Music – на этот раз в изменившемся составе группе «Партия» (в дуэте с Прицепом): он занял второе место. Немногим позже «Партия» — тихо и без скандалов — прекратила свое существование, а состав «Района Моей Мечты» сократился до трех человек Карандаша, вАрчуна и Крэка.

ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ

Уже во время учебы на художественно-графическом факультете ЧГПУ Карандаш работал на местном 5 канале – монтажером рекламных роликов, новостного эфира, дизайнером. Тогда Денис уже жил отдельно от родителей в квартире своей девушки. В 2002 году центральный телеканал пригласил Карандаша на работу в Москву. Денис не стал сдавать последнюю сессию четвертого курса и бросил университет, перебравшись в столицу. На творчество смена его места жительства никак не повлияла: вскоре был выпущен второй альбом «Района Моей Мечты» «Молниеносные Квазары» — на этот раз уже на лейбле RAP Recordz.

НАЧАЛО СОЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

После выхода этого альбома стало понятно, что в «Районе Моей Мечты» начинаются разногласия, вызванные проблемами с алкоголем у двух участников группы. Долго ходившие слухи вскоре подтвердились: Карандаш сильно поссорился с вАрчуном и Крэком и покинул группу.

У Дениса начался первый творческий кризис, появилось желание перестать заниматься рэпом. Довольно продолжительное время он действительно не писал новые треки, однако уже осенью 2003 года Карандаш собрал различные совместные композиции, новые песни и заготовки для РММ и выпустил альбом «Уценка 99%». Диск не имел четко выраженной концепции и был, скорее, сборником разных треков – но в целом он был тепло принят поклонниками и достаточно быстро тираж был продан. Треки «Я не знаю» и «В твоем городе», записанные в дуэте с Лениным (экс-«Белые Братья») попали в ротацию сначала региональных радиостанций, а потом и московского радио «Next FM».

АЛЬБОМ БЕЗ НАЗВАНИЯ

С огромным энтузиазмом и очень серьезно подходя к делу, Карандаш начал записывать второй альбом. В итоге у него получился концептуальный диск — без заголовка, с пустыми местами, чтобы слушатели сами могли вписать названия композиций. Альбом условно принято называть «БезИМЯнным» — и многие до сих пор считают его лучшим релизом Карандаша. Сам Денис уверен: такого диска ему больше не сделать, здесь он прыгнул выше головы — по крайней мере, по текстам; музыкальная же составляющая и техника речитатива были намеренно принесены в жертву.

«БезИМЯнный» альбом очень хочет выпустить лейбл Respect Production (Каста, ЮГ), однако в результате переговоров между двумя лейблами Карандаш остался на RAP Recordz. С релизом этого диска Денис связывал большие надежды и искренне верил, что он станет серьезным прорывом для него. Однако этого не произошло альбом получил лишь локальное признание, не очень увеличив количество поклонников артиста.

ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС

У разочарованного Карандаша снова начался творческий кризис. Некоторое время он не занимался собственным творчеством, проводя время за работой с другими исполнителями. Также именно в этот период он стал саунд-продюсером независимого фильма «Пыль» режиссёра Сергея Лобана, ставшего участником Каннского фестиваля и особо отмеченным жюри.

ПЕРЕМИРИЕ С РАЙОНОМ МОЕЙ МЕЧТЫ / АМЕРИКАНЩИНА

В 2006 году отношения с участниками «Района Моей Мечты» были восстановлены: исполнители даже записали несколько совместных композиций («Мой рок-н-ролл», «Деревня»). А Карандаш, набравшись творческих сил, записал свой новый альбом на нижегородской студии «Квазар Музыка». Диск был иронично назван «Американщина» — по словам Дениса, этот проект был специально создан для концертных выступлений. Расчет оправдался: альбом с современным прозападным звучанием признан одним из главных релизов 2006 года, а Карандаш вскоре стал одним из лидеров русского рэпа по количеству гастролей. На трек «Переходы» был снят его первый сольный клип.

БЕДНЫЕ ТОЖЕ СМЕЮТСЯ

В 2008 году на волне своей популярности Карандаш записал новый альбом «Бедные тоже смеются». Количество гастролей увеличилось, однако в конце года Денис принял решение на некоторое время отказаться от концертной деятельности. Впрочем, уже спустя несколько месяцев он возобновил гастроли и продолжает сейчас активно давать концерты в разных городах.

ЖИЗНЬ В МОСКВЕ

За время жизни в Москве Карандаш сменил 7 квартир, благодаря чему хорошо узнал Москву, различные районы города: Чертаново, Царицыно, Якиманка, Выхино, Тимирязевский район. Одно время Карандаш жил и в подмосковном городе Балашиха.

Несмотря на активную концертную деятельность, Карандаш продолжает работать на телеканале «Россия».

1 июля 2006 года Денис женился на своей девушке Кате. Молодожены решили не устраивать из свадьбы шумный праздник и отметили это событие только с родителями. Почти через год у Дениса и Кати родился сын, которого назвали Данила.

▲ Наверх ▲