Рецензия — 25/17 — Русский подорожник

Пока другие русские рэперы описывали свои наркотические трипы или кризисы среднего возраста, Андрей «Бледный» Позднухов и Антон «Ант» Завьялов подготовили масштабный концептуальный альбом, который уже готовы поднять на флаг мыслители вроде Захара Прилепина. Обязывающее ко многому слово «русский» в заголовке здесь не выглядит спекуляцией: «25/17» постарались выпустить этакий «Русский альбом» десятых — и у них во многом получилось, хотя и без гребенщиковского ёрничества; ну да а как сейчас ёрничать, время-то какое. Идеями Бледного на этапе подготовки прониклись Дмитрий Ревякин и Константин Кинчев, поучаствовавшие в записи, а также некоторые видные кинематографисты. Чтобы подчеркнуть, что проходных песен на альбоме нет, «25/17» экранизировали каждый трек, причём все клипы получились важными, обязательными для просмотра, неслучайными. А снимали их — Юлия Ауг, Андрей Давыдовский и даже Александр Велединский. Увидят эти ролики, правда, далеко не все, ибо нет сейчас медиа, способного, во-первых, всё это показать, а во-вторых, авторитетного настолько, чтобы объединить у экранов широкие массы по-разному думающих людей.

Что ещё удивительного в этом проекте? Русский рэп давно стал самодостаточным жанром: он может черпать вдохновение в чём угодно, но тянет всё в свою норку, не нуждаясь в признании со стороны более мейнстримовых стилей. В случае с «25/17» мы видим парадоксальное стремление стать своими в «русском роке» — том самом, который обзывают «говнороком», вышедшим из бардовской музыки и давно пришедшим в тупик. Бледный и Ант обратили внимание на то, что русрок и русрэп роднит приоритет текстов над музыкой (странно, что раньше до этого никто не додумался), обнаружили в себе голоса, подходящие для пения задумчивых песен, и композиторские таланты, направленные на сочинение немудрёных, но щемящих и берущих за душу мелодий (тут ещё без влияния русшансона не обошлось — не в смысле «журавлей над зоной», а по части душевно-тревожных интонаций).

В итоге на пластинке мы имеем дело с близким к идеальному сочетанием пения и речитатива. Когда рэперов приглашают для «умоднения» поп-произведений, это чаще всего выглядит искусственно. Когда «25/17» делают всё сами, слушатель практически не замечает переходов между жанрами: в каждый момент времени применяется нужная краска, и вместе это складывается в нужную картинку, вот и всё. Впрочем, иногда в этом миксе нет необходимости, поэтому в альбоме хватает и веских треков, состоящих только из речитатива, и красивых песен, обходящихся без читки («Горький туман», «Под цыганским солнцем», «Подорожник»).

Если же говорить об альбоме как о саундтреке так называемой «русской весны», то это будет вульгарной натяжкой. Местами «25/17» тяготеют к этакому былинному фолк-роковому героизму, но в целом их «Русский подорожник» — довольно горькое размышление о русской истории и современности. В треке «Последний из нас» рэперы (по такому случаю вернувшиеся к корням жанра и почти забывшие про пение) приходят к печальным выводам:

Мы народ-богоносец,

мы народ-победитель

Будем резать друг друга

А вы поглядите.

Как мы режем друг друга

За всеобщее счастье

И последний из нас

Перережет запястье.

Автор — Алексей Мажаев, InterMedia

▲ Наверх ▲