Рецензия — Баста, Гуф — 2010

Они старые друзья. Один из Ростова, другой – из Москвы. Для обоих важно, чтобы в текстах была только правда, только true. Оба на данный момент едва ли не самые востребованные МС в стране. У обоих была непростая судьба (либо тогда «у обоих непростая судьба»), в жизни каждого из двоих («из них») происходили такие вещи, которых хватит на десятерых среднестатистических персонажей. Были и взлеты, и пренеприятные падения, премии музыкальных каналов и пресловутые «белые дороги»…

Они существовали давно, но «выстрелили» несколько лет назад. Баста и Гуф. Уроженцы двух столиц – южной и первопрестольной. За эти годы Баста успел выпустить три сольника «от себя» и два – от лица Ноггано, Гуф также отметился двумя соляками, поучаствовал в записи двух альбомов Centr’a и ушел оттуда, со скандалом, как раз накануне выхода своих «Домов», попутно заменив фирменный Slim’овский продакшен битами от Мико.

И вот, после всего этого, друзья решили записать совместный альбом.

И получилось интересно. Получился настоящий battle.

Сразу оговорюсь, что речь веду не о тех «конкурсах молодых и перспективных», что проводятся на сайте indarnb.ru или на форуме hip-hop.ru и где судьи зачастую слабей подавляющего числа участников. Речь о баттлах как о соревнованиях двух МС, и соревнования эти – во всем, на что хватит фантазии.

Пройдемся по треклисту.

1. «Другая волна» — типичный трек для обоих исполнителей. Еще одна песня о том, что ценно, что вечно и чем дорожат Баста и Гуф. Душевно, минус в стиле, но ничего примечательного – сколько мы таких песен от того же Гуфа уже слышали? А от Басты – еще больше. Но как вступление к альбому – весьма неплохо.

2. «Ходим по краю» — еще один жизненный трек. Воспоминания Гуфа и Басты слушать, конечно, интересно, но не так же часто? Как и «Другая волна», трек скорее разогревочный, вступительный. Четко выверенный продакшен, мысли о прошлом и рассказ о текущем положении вещей. «Классический» стиль как для Басты, так и для Гуфа.

А вот теперь battle begins. И начинается он треком номер 3.

3. «Зеркало». Что такого мы увидим в зеркале, если посмотрим в него? Себя? Или наше второе я, которое прячется где-то глубоко внутри и напоминает о себе лишь время от времени? На этом этапе состязания наши герои решили взглянуть в зеркало и описать каждый, что там увидит (лучше «и описать, что каждый там увидит»). По мне, интересней вышла у Гуфа – больше конкретики, некие забавные обороты… У Басты неплохой куплет, но на фоне соратника смотрится довольно бледно – много общих фраз, много самоповторов… Пожалуй, этот раунд за Гуфом.

Забегая вперед, хочу отметить, что, как мне показалось, из-за Гуфа в этом альбоме не видно Басты. Гуф просто пришел и занял собой весь диск, не оставив места своему другу. Ну да вернемся к обсуждению трек-листа – на очереди четвертый трек.

4. «Если бы». На сей раз задача – выявить причинно-следственную связь «если бы не было чего-то, чего бы случилось потом»? Лучше всего идею трека определяет вступительная фраза «Наверное, все могло сложиться по-другому». Баста – отличный куплет, плюс припев из «Всем берегам» под новую музыку, но… но то, о чем во втором рассказывает Гуф, те невероятные случаи из его богатой биографии, они заставляют подзабыть, «что же там было в начале». Гуф снова побеждает, правда, в этот раз – с минимальным перевесом.

5. «Как есть». На сей раз у Гуфа – история, а у Басты – очередной куплет «обо всем». Не знаю, дело вкуса, наверное, но мне интересней слушать нечто конкретное, оно цепляет больше, чем общие фразы. 3:0 в пользу Гуфа.

6. «Китай». Все понятно из названия. Минус – бодрейший. Ну вот и Баста решил отыграться. Особо хочется выделить отличный панч про Джета Ли. Гуф тоже хорош, но Баста здесь лучший, без сомнения. 3:1

7. «Вязки». И снова соревнование: одного грозятся привязать, другого – отвязать. У кого получилось интересней? В этой песне — практически абсолютное равенство. 4:2, накинем обоим по баллу.

8. «Заколоченное». Здесь ситуация такая же, как и в «Как есть» — Баста говорит «за жизнь», Гуф – рассказывает историю, причем подает ее действительно здорово, интересно, но без лишних прикрас. А я очень ценю умение хорошо рассказывать истории, тем более зарифмованные. Потому что из Басты я тут помню только припев, а куплет Гуфа практически с первого раза запомнился. Поэтому, пожалуй, 5:2 в пользу Сами Знаете Кого.

9. «Соответственно». Ничего особенного, в своем стиле, да, но таких треков, надо думать, и Гуф, и Баста могут сочинить бессчетное множество – но надо ли? Отдавать кому-то голос не стану. Просто послушаем, немного покачаем головой и перейдем к…

10. «Самурай». А вот, пожалуй, и главный хит альбома. Отличный минус, и снова – игра: «ты играй с буквой Х, а я возьмусь за Ч». Когда играют два таких мастера, как Гуф и Баста, сидишь и наблюдаешь, раскрыв рот. Ну, и клевый припев от Басты – а у данного альбома, как ни странно, с этим как раз проблемы, с хорошими припевами. То ли Баста не вдохновился, то ли задумка была такая изначально, но факт остается фактом: «Самурай» — одна из немногих композиций на диске, которая не обделена запоминающимся припевом. Здесь обоим даже не по баллу, а по два – 7:4. Хотя Гуф снова вышел поинтересней, как на мой вкус.

11. «Не все потеряно пока». Этот трек парни представили еще во времена программы hip-hop.tv. Тогда Гуф пришел в гости к Купэ и Ноггано, поговорили о том, о сем, рассказали о грядущем совместном альбоме и включили вот этот трек. Приятная композиция, но без интересной, яркой, как в том же Самурае, задумки. Еще один трек от Басты и Гуфа, назовем это так – планка высоко, но изюма не хватает.

12. «ЧП». Песня не о Черном Плаще или Чрезвычайном Происшествии, как кто-то мог бы подумать. 🙂 Продолжение Чайного Пьяницы + Гуф. На сей раз историей делится Баста; Гуф же рассказывает о личном хит-параде чайных сортов, сравнивает их, да притом так увлекательно, что смотрится едва ли не интересней Васи… но Баста берет еще одним запоминающимся припевом, которых, как я уже сказал, на пластинке преступно мало в этот раз. 7:5

13. «Только сегодня». «Еще один трек Басты и Гуфа». Правда, в этой мне еще минус понравился больше, чем в других треках «за жизнь».

14. «Личное дело». Второй хит. «А давай я рифмую на «Это твое личное дело», а ты «Личное дело каждого». Гуф хорош, действительно хорош. Все эти его сравнения, конкретные, четкие – они мне ближе, чем те, что у Басты. И дело не в том, что Баста плох. Дело в том, что Гуф снова чуть-чуть лучше.

Финальный счет, таким образом, 8:5 в пользу Гуфа. Это не значит, что Баста не постарался, или что он слабей своего товарища. Просто Гуф мне импонирует больше, наверное. А, может, дело в том, что Баста все-таки действительно вышел более однообразным, более типичным, чем его соратник. Впрочем, решать вам. Дело вкуса. «Pringles или Estrella, Микеланджело или Донателло, Мускат или Изабелла, сулугуни или моцарелла, Cayenne или Panamera — это твоё личное дело» (с) Гуф

В целом же, альбом получился. Порадовали эксперименты, немного разочаровало отсутствие фирменных припевов Басты – тех самых, которыми так славен Вася. Очень порадовали «Самурай» и «Личное дело». Не впечатлили «Не все потеряно пока» и «Ходим по краю». Откровенно слабых вещей нет – есть вещи на приевшиеся темы. Однако, резюмируя, могу сказать, что альбом действительно удался.

Слушайте и переслушивайте, ведь не зря же Баста и Гуф доставляют нам это «по Москве-реке в Ростов-на-Дону» (с)… да и в другие части России тоже?..

▲ Наверх ▲